О масштабе и образе

Задача использования архитектурного масштаба как средства эмоционального воздействия возникла и решалась на всем протяжении истории архитектуры. Это ясно и современным архитекторам.

В  жилище масштаб, как правило, приобретает интимный характер, являясь началом уюта, теплоты, человечности.

Его можно определить как отношение принятого человеческого модуля  к размерам пространства. Таким модулем, определяющим масштаб в архитектуре, служит элемент, соизмеримый с человеком.

Масштаб, понимаемый как условная характеристика  архитектуры

Рисунок плоскостями гипсовой головы в трех-четвертном повороте Курс занятий по технике рисунка и живописи

Строившиеся в это время большие публичные театры, такие как Александрийский в Петербурге и Большой в Москве, по размерам во много раз превосходили дворцовые театры.

Так, в гигантском для того времени пространстве собора с опорами 17-метровой высоты найдено соотношение героического масштаба человека с размерами храма.

При всей легкости и тонкости мельчайших хрусталиков люстра органично вписывается в пространство зала, вмещая как бы несколько масштабов

Грандиозные пространства римских терм и Пантеона, гигантские для того времени пролеты сводов и купола и размеры массивных пилонов, воспринимающих горизонтальные усилия, архитекторы также сумели привести к ясному соизмерению с человеком посредством введения двух масштабов.

Внимательно всматриваясь в интерьеры Брунеллески и Палладио, можно прийти к заключению, что эти выдающиеся архитекторы итальянского Возрождения, создав архитектуру для людей, которых Энгельс назвал титанами, сумели найти архитектурный масштаб, соответствующий небывалому размаху и человеческому достоинству людей этой эпохи

Вероятно, можно было бы найти и другие слова, определяющие характеристики масштаба. Может быть, нет таких резких границ между ними. Но главное заключается в умении передать различные образные характеристики.

В качестве «логического эксперимента» можно представить себе, что абсолютные размеры двора в плане при той же высоте будут последовательно уменьшаться, а затем увеличиваться. «Гривна Владимира Мономаха» Некоторые памятники древнерусского ювелирного искусства получили огромную известность. О них пишут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвящённые культуре домонгольской Руси. Более всего знаменита «Черниговская гривна», или «гривна Владимира Мономаха». Пересечение плоскости общего положения с горизонтально проецирующей плоскостью частный случай – взаимно перпендикулярные плоскости. Линия пересечения двух плоскостей является прямая, для построения которой достаточно определить две её точки, общие обеим плоскостям, либо одну точку и направление линии пересечения плоскостей.

Интерьеры дворцов Палладио и Виченце поразительны в сравнении с рядом стоящими дворцами. Его мастерство заключается в умении сочетать большие высоты внутреннего пространства, крупные и лаконично решенные элементы интерьеров с тончайшей моделировкой деталей. Именно это и создает непередаваемое величие палладианских дворцов.

Небезынтересно привести в пример гибкое профессиональное мастерство Ле Корбюзье, использовавшего масштаб как средство связи архитектуры и человека в зависимости от конкретных задач.

Придавая значение человеческому масштабу, Ле Корбюзье считает основным достоинством модулора его со размерность человеку. Однажды для устройства выставки живописных работ ему предоставили зал в Национальном музее живописи в Париже, Работы Матисса, Брака, Пикассо и других, по словам Ле Корбюзье, много потеряли из-за несоответствия их размеров залу «сверхчеловеческих масштабов». «Бывают архитектурные сооружения,— пишет он,— рассчитанные не то на блох, не то на жирафов, точно это не определить. Но во всяком случае не на человека».


Находишь выход из положения в том, чтобы с помощью эффективных средств восстановить необходимый контакт между посетителями выставки и экспонатами.

Ле Корбюзье решился на это и создал в этом несоразмерно высоком зале систему объемов высотой 226 см, сочетая их таким образом, чтобы наиболее выгодно использовать их внешние и внутренние поверхности для размещения живописных полотен, скульптуры и других экспонатов.

Не все одинаково одобрили это решение. Фернан Леже считал, что Ле Корбюзье изуродовал великолепный зал. Однако последний, по его словам, сознательно стремился к изменению масштаба. Произведения, выставленные в таком помещении, воспринимались в истинных масштабах, оказывая определенное эмоциональное воздействие.