Гуманизация среды деятельности и отдыха человека

Вопрос о том, что человек должен быть в центре внимания архитектора в процессе его работы, не подвергается сомнению.

Необходимо установить характер и детали многообразного поведения человека в течение дня, месяца, года, чтобы обосновать условия, стимулирующие его поведение и его деятельность.

Вполне возможно тонизирующее действие цветом, формой, фактурой. Каждый из этих раздражителей, примененный в интерьере, внесет свою долю необходимого тонизирующего возбуждения.

Эмоции человека, центры которых находятся в подкорке, способны осуществить регуляцию мощного восходящего потока энергии, обеспечивающей деятельность коры головного мозга.

Эта задача, сформулированная в общем виде, должна решаться в зависимости от характера отдыха — регулярного в клубе и спортзале, дома, периодического в театре и музее и, наконец, сочетающего в себе и регулярность, и периодичность отдыха в санатории, на курорте

Вывод, сделанный С. Я. Кузнецовым на основании эксперимента о необходимости дифференцированного подхода к организации отдыха младших и старших школьников, можно расширить.

Вопрос о том, как собрать воедино данные различных наук в процессе проектирования, определить последовательность введения научных обоснований проекта, остается до сих пор наиболее сложным и разрешается часто интуитивно.

В предыдущей главе было показано, как отдельные составляющие интерьеры образуют системы, временно независимые и, что особенно важно, несущие эстетическую информацию.

Каждое требование, влияющее на архитектурный организм, и соответствующая ему характеристика архитектуры, представляя собой определенную зависимость, может рассматриваться как совокупность двух переменных или простая система.

Системный метод Р. Эшби в основу своих принципов ставит логику мышления человека, что позволяет установить оптимальные пути и возможности для формирования объединенных систем. Абстрактная живопись в России в послевоенный период История зарубежного и русского искусства

Сравнительный анализ полученных зависимостей между крайне разнообразными ландшафтно-климатическими требованиями различных зон и характеристиками школьных зданий позволил установить для каждой зоны доминирующую систему и требования, определяющие композиционную

структуру. Она была получена в результате отбора известных ранее планировочных схем и переработки их в соответствии с доминирующим требованием для данной ландшафтно-климатической зоны. Все другие требования, подчиненные и зависимые, были учтены автором путем последовательного введения поправок и дополнений в основное решение. В результате были разработаны четыре композиционные схемы для разных ландшафтно-климатических зон, значительно отличающиеся друг от друга и от первоначальных планировочных схем типовых проектов, взятых за основу.

Характерно, что на каждом этапе проектирования от автора в качестве ответа на поставленную задачу требовалось творческое предложение. Таким образом, одновременно с решением научно обоснованного климатического или технологического требования решались вопросы композиционные. Речь шла о соотношении отдельных пространств, то есть о композиции, о степени упорядоченности, об уточнении пропорций отдельных помещений, о раскрытии внутреннего пространства в природу, о пластике объемов и т. д. В данном случае наука и творчество были неотделимы друг от друга в создании оптимальной модели школьного здания и его интерьера для данного конкретного места. Системный метод подсказал автору последовательность объединения систем в процессе проектирования. Такая постановка вопроса исключила случайность и гарантировала большую точность ответов. Это и было существенным участием науки в проектировании.

Следует отметить, что в результате проделанных действий происходит качественный скачок, создается одна объединенная система из нескольких простых. Скачкообразный переход к новому качеству свидетельствует об определенных свойствах разбираемой нами системы, представляющей собой ступенчатую функцию, также описанную Р. Эшби.

В творческом процессе, основная цель которого — формирование модели, такие критические моменты состояния системы могут наступать несколько раз в зависимости от сложности требований и необходимости поэтапного создания ее. Характерно, что первый скачок связан с ответственным творческим моментом компоновки пространственной системы и ее доработкой. Этот процесс в свою очередь может быть подразделен на два и три этапа, если пространственная система и ее отдельные элементы нуждаются в более точном определении и уточнении. Это относится к расположению основных пространств и соотношению их с второстепенными, к выбору конструкции, к уточнению положения и формы таких самостоятельных элементов объекта, как зрительные залы и аудитории, к движению человека в пространстве. В целом же все эти сознательно совершаемые архитектором переходы от множества простых независимых систем к системе объединенной являются созданием и уточнением модели пространственной структуры будущего здания.