Следовательно, на первой стадии методом последовательного соединения основных частей системы или подсистем может быть создана пространственная композиционная структура проектируемого объекта.

Разберем, как все это звучит по отношению к архитектуре. Роль независимых функций А и С в нашей системе будут выполнять вторичные независимые системы — система покрытия, ограждающие поверхности, оконные проемы и витражи.

В любом виде искусства для отражения того или иного замысла автор определяет художественную тему

Следовательно, предложение, устанавливающее габариты здания, его фронтальную композиционную основу, в результате анализа и оценки всесторонне обусловленных связей или простых систем можно рассматривать как первую ступень создания объединенной системы, где доминирует система (объем — градостроительная ситуация).

Вторая подсистема определяет расположение рабочих помещений, обслуживающих залы, помещений президиума, прессы, иностранных представителей в соответствии с расположением основных помещений.

Избранная тема принята как основа для определения и включения системы покрытия и ограждения, системы проемов и витражей, системы оборудования и размещения его в созданном пространстве, системы освещения и монументально-декоративного искусства.

Представить себе идею и пространственную структуру будущего здания — значит акцентировать внимание на той или иной стороне содержания, значит считать, что именно эта сторона — главная, подчеркнуть ее значимость и по-своему раскрыть сущность объекта.

Надо сказать, что сложные пространственные системы могут быть решены только лишь при условии расширенной системы знаний, собственно архитектурной культуры, открывающей широкие возможности для свободного выбора элементов, свободы действий и неожиданности решений.


Имеется в виду, во-первых, самое общее решение градостроительной задачи, во-вторых, замысел — осмысленная художественная тема, отражающая содержание, и, наконец, композиционное пространственное разрешение данной конкретной темы, завершающееся разработкой интерьера


Здание Пресс-центра в Москва как пример крупного общественного здания с внутренним двором. Интерьер

Именно так, последовательно, развиваясь от общего к частному, архитектурная мысль «совершается» в конкретных формальных приемах.

Композиционные структуры проектов, на первый взгляд, довольно близки, но одновременно и совсем различны. А главное, они дают направление для дальнейшего развития проектирования. Возвращаясь к системному методу, мы сможем увидеть в предлагаемых композиционных темах тот самый постоянный барьер, являющийся критерием для отбора и определения вторичных систем. Строгость и точность отбора, их неожиданность и своеобразие смогут обеспечить в конце концов выразительность и яркость художественного образа.

Принципиальное различие творческих идей показывает, что выбор ведущего, определяющего начала в будущем сооружении — момент наиболее ответственный и наиболее творческий.