О развитии пространственных концепций

Архитектор не свободен в своем творчестве в такой степени, как живописец, скульптор, композитор, он имеет точное задание на проектирование, в его распоряжении находятся определенные материально-технические средства, он работает, используя систему композиционных принципов своего времени, участвуя одновременно в отработке их.

Говоря о связях в конкретном произведении, важно представить себе, что каждый проектируемый архитектурный объект характеризуется множеством различных внутренних связей.

Проблема изучения системы композиционного мышления в целом сводится к трем крупным вопросам Существенно то, что зависимости между процессами, происходящими внутри здания, и конкретными пространственными структурами не жесткие.

Выдвинутое в начале XX в. понятие единого непрерывного пространства возникло как фиксация реального процесса развития новых типов общественных зданий.

Изолированные объемы могут быть скомпонованы также в виде нескольких замкнутых помещений, объединенных в группы, например в группы классов, аудиторий и других рабочих помещений.

Развитие принципов композиции в советском зодчестве продолжается, предопределяя в известной степени решение интерьера

Одним из характерных явлений советской и зарубежной архитектурной практики, которое, несомненно, окажет серьезное влияние на дальнейшее развитие пространственных концепций, следует считать тенденцию к укрупнению общественных зданий.

Автор специальной монографии Р. Саксон пишет: «Век атриумных зданий только начинается».

Атриумные здания способны решить серьезную градостроительную задачу, участвуя в обновлении и преобразовании городских площадей и улиц, а также в перекрытии пространств между зданиями. Возникают, с одной стороны, громадные многофункциональные атриумы крупных городов, и, с другой стороны, атриумные здания небольшого масштаба. Группа ученых Кембриджского университета продемонстрировала идею под названием «Система дворов». При этом размер двора принят минимально необходимым для естественного освещения четырех-пятиэтажных зданий.

Строительство атриумных зданий следует рассматривать и как перспективное направление для районов с неблагоприятными климатическими условиями.

Территории Крайнего Севера в Советском Союзе, богатые природными ресурсами, являются наиболее суровыми в климатическом отношении для проживания человека. В 60-х годах под руководством Г. А. Симонова в Московском архитектурном институте создавались проекты для Крайнего Севера.

Целесообразность объединения в одном объеме жилья, детских садов, школ, предприятий бытового и культурного обслуживания предопределила создание сложного интегрированного общественного пространства. Гуманизм идеи подсказал постановку новаторских задач в решении интерьера. Создание больших внутренних пространств с благоприятным микроклиматом, с искусственным ландшафтом, динамикой светового суточного ритма, с раскрытием внутреннего пространства на залитый светом ночной северный город — все эти проблемы получили научное обоснование в диссертации аспиранта МАрхИ В. Хахулина. Он предложил расширенную номенклатуру общественных учреждений в зоне жилья, создание большого общественного пространства, призванного заменить общественные функции естественной среды и компенсировать таким образом неблагоприятные воздействия на человека сурового северного климата.

Доказывая, что зимний сад в условиях севера следует считать необходимым элементом повседневного жизненного окружения человека, В. Хахулин, предлагает дифференциацию пространства с выделением прогулочной, спортивной и детской зон, рекомендует для озеленения северные породы растительности, наиболее близкие населению, делает рекомендации по созданию благоприятных световых условий в интерьерах Севера, считая эту проблему одной из актуальных. Физиологически необходимой следует считать регуляцию пропускания естественного света в интерьер и создание искусственным путем необходимых ритмов светлого и темного периода суток. Следова--ельно, наиболее целесообразной системой освещения в условиях Крайнего Севера должна быть комплексная автоматизированная система интегрального (естественного и искусственного) освещения.