О взаимодействии науки и творчества в проектировании

Обобщения и систематизация, проведенные автором на основе анализа выдающихся произведений архитектуры прошлого и современности, раскрывают ряд существенных возможностей творчества и расширяют понятие языка архитектуры

О взаимодействии науки и творчества в проектировании

Когда речь идет о творческих проблемах интерьера, возникает вопрос не только о возможностях языка архитектуры как профессионального знания, но также задача сочинения на архитектурную тему в конкретных социальных, культурных, градостроительных, ландшафтных и климатических условиях.

Какова же роль современных наук в реальной практической деятельности архитектора в части создания интерьера? Вот вопрос, который требует некоторых обобщений и оценки существующего положения дел.

С одной стороны, создаются интерьеры ресторанов и кафе, где число декоративных приемов, разнохарактерных отделочных материалов и видов монументального искусства, их стоимость переходят за грань допустимого, рождая подчас безвкусицу.

Общественное здание и его интерьер имеют большое идеологическое значение, активно участвуя в эстетическом и нравственном воспитании человека.

Историческое развитие отдельных типов зданий показывает, что требования утилитарной функции, социального содержания и градостроительные не всегда совпадают.

В изучении множественных связей для большинства общественных зданий решающими требованиями формирования пространства как главного составляющего, как материальной основы интерьера, следует считать комплекс связей, обусловленных назначением объекта и социальными задачами, выявляющими самую суть организации внутреннего пространства и, конечно, градостроительные требования, определяющие общую концепцию объемно-пространственного построения.


Градостроительная наука, одна из наиболее совершенных, развитых архитектурных наук, выдвинула требование средового подхода к проектированию отдельного здания, требование сохранения ландшафта, ансамблевости застройки, понимания отдельного здания как части более крупного градостроительного целого.

Градостроительный подход устанавливает взаимосвязь внешнего и внутреннего пространства, реализует принцип взаимопроникновения внешнего и внутреннего пространства, в котором находят выражение связи интерьера с внешней средой, а также принцип целостности и структурности построения.

Роль крупного общественного здания настолько велика, что постановка его в корне может изменить и предопределить образ площади, но и общая идея построения ансамбля может решить структуру внутреннего пространства, а следовательно, и интерьер. Характерно, что градостроительная наука и выдвигаемые ею принципы неотделимы от творчества, и только во взаимодействии с творчеством может быть реализован градостроительный подход к проектированию.

К сожалению, успехи нашей градостроительной науки не нашли отражения в реализации научно обоснованных принципов застройки современных ансамблей, а тем более отдельных даже крупных общественных зданий. Пример тому — уничтожение существовавших ранее площадей Москвы, хаотичная застройка старых русских городов и гигантские нечеловеческие пространства новых районов и городов.

Существует много оправданий для таких крупных градостроительных и архитектурных неудач. Жесткая ограничивающая проектировщиков строительная индустрия, нежелание строителей участвовать в создании качественной архитектуры, необоснованные профессионально и не всегда грамотные приказы сверху, ведомственная бюрократическая несогласованность и незаинтересованность, отсутствие градостроительных законов и регламентации — все это стало серьезным тормозом в развитии и совершенствовании архитектуры.


 Но и архитекторам нельзя снять с себя ответственность за судьбы нашей архитектуры. Вероятно, и градостроительная, и архитектурная наука не выработали достаточно убедительных положений в части застройки ансамблей и не имеют достаточного авторитета, чтобы оказать влияние на практику проектирования общественных зданий.